МАКАРОВА Татьяна Михайловна, директор колледжа

Учреждение образования

"Чериковский государственный колледж"

213533 ул. Володарского,35, г.Чериков,Могилевская область

т. 8(02243) 7-13-01

Проблемы подросткового возраста

Подростковый возраст — один из самых сложных, но в тоже время один из значимых периодов в жизни наших детей. Это период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками человека становятся смена настроения и непонимание себя. Это время конфронтации с самыми близкими людьми и постоянной сменой друзей. Это период вызова всему и желание показать другим, что „Я что-то значу“. В это время ваш ребенок начинает пытаться разобраться в себе: что „я“ за человек, чего хочу в жизни, почему ко мне именно так относятся. Вопросы множатся и множатся…

Первым на переходный возраст реагирует организм. И подросток часто не готов к тому, что с ним происходит.

В этот период подросток очень уязвим. Он может лишиться уверенности, если темп его развития будет замедлен по сравнению с другими сверстниками, и если его развитие будет проходить слишком быстро. Очень важно, чтобы родители рассказали сыну (или дочери), что с ним происходит и почему. Расскажите своему ребенку об изменениях в его организме (рост, вес, проблемное состояние кожи). Расскажите о временном характере этих изменений.

Гормональная перестройка в организме является также причиной нестабильности эмоционального фона. Это возраст сопровождает частая смена настроений. Можно заметить, что уже не маленький человек снова становится плаксивым и обидчивым. Раздражительность, вспышки агрессии- явления, зачастую тоже сопровождающие «гормональную бурю».

В период физиологических изменений возникает новый образ физического «Я». Вот тут-то часто проявляются подводные камни. Внешняя непривлекательность (угловатость или округлость) могут вызывать тревогу и чувство неполноценности. Даже случайная шутка может вызвать горькую разочарованность в себе. Так как представления о себе в этот период нестабильны, для подростка важна эмоциональная оценка окружающих. Поэтому он нуждается в большей поддержке и уважении его личности.

Первоначальное представление о себе — это мозаика, которая складывается из представлений о том, как выглядит собственное тело, фигура (физическое «Я»), каковы мыслительные способности (интеллектуальное «Я»), из представлений о том, какой я человек, друг («я» — характер). Мозаика собирается постепенно. Самопознание в основном происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует.
Именно благодаря общению с друзьями, сверстниками у подростка формируются представления о самом себе: о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости. В общении формируется оценочное мнение о самом себе. Подросток узнает насколько он уверен в себе, критичен, конфликтен. Как к нему относятся другие. Также он познает себя как индивидуальность: свой характер. Личные особенности, способности, привычки, странности, склонности.

Развитие личности подростка характеризуется двумя основными потребностями: потребностью в самоутверждении, и потребностью в общении со сверстниками. Поэтому подростку важно выглядеть привлекательно в глазах других. «Меня замечают, меня принимают, меня уважают,- значит, я достоин уважения, значим, - значит, я могу уважать самого себя, принимать самого себя и других». Так формируется у молодых людей чувство личной ценности. Ранимость, неопределенность, зависимость собственной самооценки от мнения окружающих приводит к высокой чувствительности к критике. Вот почему наши дети так часто обороняются от нас агрессией.