Подростковый возраст — один из самых сложных, но в тоже время один из значимых периодов в жизни наших детей. Это период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками человека становятся смена настроения и непонимание себя. Это время конфронтации с самыми близкими людьми и постоянной сменой друзей. Это период вызова всему и желание показать другим, что „Я что-то значу“. В это время ваш ребенок начинает пытаться разобраться в себе: что „я“ за человек, чего хочу в жизни, почему ко мне именно так относятся. Вопросы множатся и множатся…
- Самоубийство (суицид) - это намеренное, осознанное лишение себя жизни.
- Парасуицид - любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.
- Суицидальное поведение - аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение.
Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчётливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в новый мир, так же она видится средством наказать обидчика.
Наиболее общие признаки суицидального риска:
1.Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максимальные черты характера, склонность к Бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
3. Объективная тяжесть жизненных; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье отвержение, тяжелое заболевание и т.д.
4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психологического плана, неопытность и неумение и неумение преодолевать трудности.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:
- затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
- напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
- депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
- выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
- тяжело протекающий пубертат (период полового созревания) с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими процессами; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние обстоятельства суицидального подростка.
* неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликт родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
* беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
* неблагоприятное положение подростка в семье: назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлением подростка;
* отсутствие у подростка друзей, отвержение в классе;
* серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми
Как вести себя с суицидальными учащимися в учебном заведении:
- Повышайте и укрепляйте положительную самооценку учащихся;
- Поощряйте выражение эмоций и чувств;
- Информируйте о возможностях оказания помощи;
- Старайтесь выстроить с подростком доверительные отношения;
- Ограничивайте доступность к средствам самоубийства.